Обязательным условием внедрения нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) стало использование метапредметного подхода в процессе обучения. Сам метапредметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов (Н. Громыко).
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности и проведения метапредметных уроков. Метапредметный урок предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию на разных учебных предметах.
Принцип «метапредметности» состоит так же в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю. Громыко). Это составление карт, схем, таблиц, графиков, моделей, работа с терминами и текстом учебной статьи, установление причинно-следственных связей и закономерностей, работа с законами и теориями, являющимися вершиной теоретических знаний учащихся и пр.
География - предмет, при изучении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение работать с разнообразными источниками географической информации, составлять характеристику объектов, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения и предметных, и метапредметных результатов обучения. Тем более, что специфика географии, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке с использованием краеведческого материала, что делает уроки значимыми для ученика.
Выделяют несколько базисных метапредметов: «знание», «знак», «проблема», «задача».
В рамках метапредмета – «знание» - формируется способность работать с понятиями и терминами (умение видеть и выделять них главное), способность работать с системами знаний, способность строить идеализацию. Так в 6 классе при изучении темы «Главные формы рельефа суши», начинаем работу с понятием «рельеф», его существенными признаками и конкретными примерами. Или при рассмотрении темы «Климат», сначала работаем с понятием «климат», а затем говорим о климатических поясах и климатообразующих факторах.
В рамках метапредмета «знак» у школьников формируется способность к схематизации. Они учатся отражать полученную информацию с помощью схем, которые впоследствии способствуют быстрому запоминанию материала. При изучении темы «Географические карты», прежде чем перейти к вопросу о теории, знакомлю учащихся с построением подобной схемы, которая поможет классифицировать материал, произвести отбор и систематизацию необходимых знаний. Ярким примером могут стать схемы образования ветров.
Рисунок 1. – Схема образования дневного и ночного бриза.
Изучая метапредмет «проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят проблемный характер. В этом случае развивается и мышление, и личность ребенка. Алгоритм работы в данном случае будет выглядеть следующим образом: выделение позиций в проблемной ситуации, выстраивание взаимной критики позиций, анализ противоречий между позициями, фиксация предмета противоречий, постановка проблемы, самоопределение к проблеме.
Например, на уроке при изучении атмосферного давления в начале урока предлагаю учащимся проблемную ситуацию: «Всем известно, что на один квадратный сантиметр воздух давит с силой 1 кг 33 г, на взрослого человека сила давления равна примерно 15 т. Почему тогда мы не ощущаем такого давления воздуха?». После обсуждения данной ситуации ученики с интересом продолжают изучение темы урока.
Или, при изучении темы «Движение земной коры», рассказываю в начале урока о том, что викинги, которые жили на Скандинавском полуострове, совершали дальние плавания (набеги) вдоль берегов Европы. И когда они возвращались домой, то не могли вытащить свое судно на берег (из-за гор это было сделать невозможно). Но викинги приспособились: они просто вбивали в скалу толстые кольца почти на уровне воды и привязывали к ним свои корабли. Прошло много сотен лет, уже нет викингов, но причальные кольца до сих пор сохранились, только теперь они находятся не на уровне воды, а на высоте 9 метров над поверхностью воды. [3, с.93 ]. Затем задаю ученикам вопрос: «Как это объяснить?».
На метапредмете «задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При использовании этого метапредмета у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, выдвижение способа решения задачи, моделирование, знаковая фиксация и рефлексия. Особенно много задач решается при изучении основных оболочек Земли, например, при расчете расстояний по плану и карте (с помощью масштаба или градусной сетки), определении географических координат, при расчете амплитуды температур, влажности воздуха, атмосферного давления.
В теме «Атмосферное давление» прошу решить задачу: Какова высота холма (h), если у его подножия атмосферное давление (p 1) 765 мм рт.ст., а на вершине атмосферное давление (p 2) – 720 мм рт. ст.? Прежде всего, выясняем с учениками, что из условий нам известно (разница в атмосферном давлении) и что необходимо найти (высоту холма). Затем обсуждаем способы решения задачи и вводим знаковую фиксацию, т.е. какой буквой обозначается высота (h) и атмосферное давление (р) в физике или в математике. Выявляем, закономерность: при подъеме вверх на каждые 10,5 м атмосферное давление уменьшается на 1 мм рт. ст. Решаем задачу и фиксируем решение в тетради: h = 765-720 = 45 мм рт. ст. 45*10,5=472,5 м.
Таким образом, при использовании на уроках географии метапредметного подхода можно формировать не только знания, но и метапредметные умения и навыки. А если и другие учителя-предметники будут использовать единые подходы к формированию метапредметных умений, то все вместе мы сможем добиться реализации метапредметных программ ФГОС.
Литература
- Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика. - Минск, 2000.
- Громыко Н.В., Половкова Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования. Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». - СПб.,2009.
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 232 с. С.93
4. Дронов В.П. География. Землеведение.5-6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2012.- 283 с.
5. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014г. |