Технология междисциплинарного обучения (МДО)
Уроки в технологии междисциплинарного обучения (МДО) формируют умения оперировать необходимым «словарем исследователя»: такими понятиями, как факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий и т. т. В процессе осуществления различных исследований дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах (рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, небольшой сценарий, рассказ, доклад и т. п.). Дети учатся [1, с. 5-6]:
- анализировать;
- классифицировать;
- сравнивать;
- выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев;
- рассматривать проблему с разных точек зрения;
- проверять;
- доказывать;
- устанавливать последовательность;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать умозаключения;
- комбинировать;
- преобразовывать;
- предсказывать;
- придумывать новое;
- вести диалог и решать проблемы в малых группах.
Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:
- ставить исследовательские вопросы;
- формулировать проблемы;
- выдвигать гипотезы;
- составлять план работы;
- вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
- планировать и проводить небольшие интервью;
- собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т. п.);
- организовывать (систематизировать) информацию.
Исходя из вышеизложенного, уроки в технологии МДО формируют все группы УУД в единстве.
Междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, эффективно интегрировать изучение тем из различных дисциплин. При этом учебные дисциплины не исчезают, не теряют своей специфики, а внося свой «вклад» в открытие и доказательство междисциплинарной идеи, сами содержательно обогащаются [1, с. 3].
Педагогам, заинтересованным в реализации принципов МДО, можно предложить проводить уроки в технологии МДО и Дни МДО.
Особенность урока в технологии МДО заключается в том, что роль учителя на уроке совсем незначительна. Он только направляет ход урока. На таком уроке нет конкретной предметной направленности: изучаемое понятие рассматривается с точки зрения любых дисциплин, притом внимание на этом не акцентируется. На таком занятии учащиеся обязательно работают в группе. Роли распределяются сразу, потому что на этапе обмена информацией выступает каждый.
Структура урока в технологии МДО строится на основе структуры мыслительного цикла.
Особенность проведения дня МДО заключается в том, что день выбирается заранее (за месяц). К нему готовится вся школа совместными усилиями. Разрабатывается концепция, дневник дня всеми учителями-предметниками, чтобы не упустить значимые стороны изучаемого явления. Сам день полностью посвящен изучаемой теме. Первым уроком в такой день проходит классный час по установленной теме. На каждом уроке 5 минут отводится той теме, по которой проходит день МДО. Каждая перемена наполнена настроением, заданиями или материалами, относящимися к теме дня. В течение всего дня учащиеся заполняют дневник дня МДО. В конце дня или через определенный срок (в зависимости об объема заданий, наличия / отсутствия домашнего задания) дневник дня МДО сдается классному руководителю на проверку.
Для подготовки к дню МДО необходимо затратить достаточно большое количество времени и собрать воедино мысли не одного педагога для того, чтобы охватить изучаемое явление всесторонне. Поэтому подготовка к дню МДО осуществляется через мозговой штурм учителей. Удобно использовать для таких целей платформу, где можно обмениваться в любое время мнениями, делиться ссылками на найденные материалы, прикреплять / создавать документы, аудио- и видеофайлы, изображения. Рекомендуют для таких целей использовать Google Classroom, но в более простом варианте может быть использован любой блог, сайт учителя, Skype и т.д.
Разрабатывается дневник дня МДО, в котором содержатся цель дня, рефлексия, вопросы, относящиеся к разным наукам, ответы на которые учащиеся могут получить в течение дня. Есть возможность зафиксировать свои мысли по теме дня и найденную информацию в виде схем, образов и т.д. Цитаты задают настроение тематического дня и заставляют подумать.
Сегодня учитель ищет такие методы, приемы, технологии, которые позволят ему вместе с учащимися выйти за рамки традиционного урока с той целью, чтобы научить школьников учиться. Технология междисциплинарного обучения направлена на формирование знаний и умений в сфере работы с информацией, исследовательского поведения, исследовательской терминологии. Уроки МДО может вести человек, который специально прошел обучение, но при организации уроков в технологии МДО и дней МДО возможности расширяются. Например, дневник дня МДО позволяет отслеживать также свое настроение, ожидания, сравнивать результат с поставленной целью. Кроме этого, дневник позволяет формировать не только теоретическое мышление, но и творческое: учащийся может получаемые знания фиксировать в виде образов, что формирует межполушарные связи, а это, в свою очередь, залог становления нестандартной личности, у которой нет доминирующего типа мышления. Такой человек может посмотреть на поставленную задачу и с логической точки зрения, и с творческой.
День МДО позволяет формировать системное мышление, взгляд на изучаемое понятие как на единое целое, а не раздробленное на учебные дисциплины.
Источник:
- Ковалишина, Е.В. Одаренные дети: рабочая программа по внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Е.В. Ковалишина. – Сургут, 2014. – 12 с. – Режим доступа: http://sgls.admsurgut.ru/win/download/3954/ (03.05.2016).
Мой опыт
- Дневник для междисциплинарного обучения на примере заповедника "Малая Сосьва"
- Конспект урока по заповеднику "Малая Сосьва"