Современное географическое образование предоставляет возможность и создает условия для развития и творчества, как учителя, так и ученика. Спецификой школьного курса географии является то, что это единственный предмет, объединяющий знания о природе и социально-экономических особенностях территорий разных масштабов. Говоря об особенностях преподавания географии, необходимо ответить на ряд вопросов: «Как отобрать содержание, методы, формы и средства обучения? Как передать ученикам систему сложившихся знаний, репродуктивных умений и опыт творческой деятельности? Как сформировать эмоционально-ценностное отношение к миру?». Ответы на эти вопросы дают разнообразные педагогические технологии, включая информационные.
Быстрое развитие информационных технологий становится привычной чертой XXI века. Современный образовательный процесс уже невозможно представить без использования разнообразных компьютерных технологий. А глобальная информационная сеть таит в себе множество возможностей. Компьютер сегодня – это важный инструмент и помощник для подготовки к уроку. Он позволяет сделать уроки более интересными, разнообразными и наглядными, а изучаемый материал может стать более простым и понятным.
Применение электронных образовательных ресурсов может решить множество специфических проблем, например таких как, обеспечение учебного процесса географическими картами, наглядностью и сокращением для поиска нужной информации.
Под цифровым образовательным ресурсом понимают учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде. Так, например, в издательской линии «Сфера» с 6-9 класс существуют мультимедийные учебники. Они содержат информационно-справочные материалы, большой набор иллюстраций и видеофрагментов, тесты, практические и контрольные задания, звуковое сопровождение и анимации.
Использование интерактивных карт и широкие возможности интерактивной доски позволяют быстро и наглядно устанавливать причинно-следственные связи, пояснять географические законы. Изучение географии связано с использованием большого количества цифрового материала. Однако цифры быстро устаревают и требуют серьезного анализа. Решить подобные проблемы можно с помощью официальных интернет-сайтов (например, сайт Госкомстата России).
Кроме того, к электронным образовательным ресурсам, применяемых на уроках наиболее часто можно отнести Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru). ЦОРы удобны для создания презентаций к урокам. Они снабжены большим фотоматериалом, имеют много звуковых и видеофрагментов, прослеживают межпредметные связи, включают в себя интересные практические работы, задания и даже игры.
Эти и другие электронные образовательные ресурсы (образовательные ресурсы Кирилла и Мефодия; образовательная коллекция 1С; справочные издания; научно-популярные фильмы) имеют множество преимуществ: научность, удобство, наглядность, простота в использовании, интерактивность.
Таким образом, применение на уроках географии электронных образовательных ресурсов может стать хорошим инструментом в руках творчески работающего учителя и решить множество специфических проблем.
***
- Ковалева Н.Н. Использование информационно-образовательных ресур-сов на уроках географии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library
- Мухаметов А.Р. Использование информационных технологий на уроках географии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции /под ред. Ф.Г. Газизовой, Р.М. Мансурова – Казань, 2010. – 404 с.
|