Четверг
18.04.2024
15:49
Категории раздела
Мои статьи [3]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Самая активная категория посетителей сайта:
Всего ответов: 95
Цель посещения данного сайта:
Всего ответов: 85
Друзья сайта
  • МБОУ "СОШ № 6" г. Югорска
  • УО администрации г. Югорска
  • Центр методического обеспечения г. Югорска
  • Государственный заповедник "Малая Сосьва"
  • Русское географическое общество
  • Федеральный институт педагогических измерений
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности на уроках географи

    Направление: Реализация практико-ориетированных образовательных технологий организациями дополнительного образования на муниципальном уровне.

    Тема выступления: «Поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время».

    Участник: учитель географии МБОУ СОШ № 6 г. Югорска Пролеева Г.И.

    «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются
    в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

    А.Н. Колмогоров

    Одним из приоритетов современной государственной политики в сфере образования является предоставление подрастающему поколению возможности максимально раскрыть свой потенциал, получить качественное образование, ярко проявить себя в общественной деятельности, в науке и культуре, стать достойным гражданином нашей Родины.

    Происходящие изменения требуют сегодня развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой составляющей, навыка самостоятельно разбираться в информации, формирования у обучающегося умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

    Этим обусловлено введение в образовательных учреждениях проектно- исследовательской деятельности обучающихся, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, формулировать и решать проблему, умение принимать решение.

    Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле это не совсем так. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью ребенка, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

    Предмет география преподается для детей разных возрастов. В зависимости от возраста учащихся, в котором начинается использование метода проектов и учебных исследований, уровни сформированности проектного обучения достигаются на разных возрастных ступенях.

    Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учеников, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» проектно-исследовательскую деятельность в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Проведение уроков географии в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

    Я пошла по пути разумного совмещения разных систем обучения, путем включения элементов проектно-исследовательской деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

    Например, при изучении темы «Атмосферное давление», 6 класс показываю опыт с перевернутым стаканом и водой, а в конце урока дети в группах выполняют мини-проект. Или учащиеся 6х классов ведут «календари погоды», записывая там, изменения температуры, облачности, ветра и т.д.

    Конечно, обучение учебному исследованию или проекту следует начинать с малого (собственная семья, родной город). К сожалению, многие наши ученики могут легко рассказать о чем-то далеком, например, об Антарктиде или Африке, но затрудняются при ответе на вопросы о той местности, в которой они живут.

    В силу обширности географических знаний и разносторонности интересов учащихся, мы практикуем с ними исследования в рамках предмета и за его пределами. Например:

    - географические исследования, связанные с анализом данных календарей погоды и метеорологических приборов (5-6 классы), изучение природы своей местности (7-8 класс), анализ большого статистического материала по демографии (9-11 класс);

    -экономические исследования и проекты, связанные с работой местных предприятий, сравнению их с аналогами;

    -экологические исследования, связанные с написанием экологического паспорта одного из дошкольных образовательных учреждений города;

    - исследовательская работа о медалистах школы (их судьба) и т.д.

    Для учащихся пятых и шестых классов проекты и исследования могут быть небольшие. Для учащихся 7 – 9 классов проекты более длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

    А вот приёмы организации проектной деятельности в старших классах остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. Такие как:

    • большинство учащихся уже имеют навыки работы на персональном компьютере;
    • формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с географией;
    • в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.

    Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

    Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих исследователей.

    Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать учеников.

     

    Результаты

    Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время проводится мною с 2005. Некоторые работы учащихся являются метапредметными и требуют сотрудничества с другими педагогами школы.

    Основными параметрами результативности моей педагогической деятельности по данному направлению являются:

    • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
    • более высокая мотивация учебной деятельности;
    • прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.
    • развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
    • создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;
    • осознание ценности творческого открытия учащимися;
    • высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;
    • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

    Исследовательские работы и проекты, подготовленные учащимися, получили высокую оценку и отмечены дипломами и грамотами школьного, муниципального, регионального, межрегионального и всероссийского уровней.

    Кроме того, учащихся публикуют свои исследовательские работы в сборнике Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» г. Москвы опубликованы работы - Дресвянниковой Екатерины, Гатиной Марии, Валлиуллиной Эллины. Еще одна работа – Алексеева Станислава опубликована в журнале Пермского государственного национального исследовательского университета.

    Следует отметить, что выпускница школы Дресвянникова Екатерина, студентка Удмуртского государственного университета, со своей школьной исследовательской работой о ЖКХ - стала победителем республиканского конкурса исследовательских работ г. Ижевска и победителем всероссийского конкурса исследовательских работ «Интеллектуально-творческий потенциал России» г. Обнинска.

     

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Практика показала, что проведение проектной деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), поэтому её использование в урочной деятельности по одному предмету ограничено и не позволяет в полном объёме отрабатывать проектные умения. Кроме того, эта работа вызывает и ряд сложностей для самих педагогов. На вопрос анкеты, в которой приняло участие около 200 педагогов (анкетирование проводилось среди педагогов российских школ): «Что для Вас самое трудное в работе по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся?».

    Были получены следующие ответы:

    1) 30% учителей признаются, что имеют недостаточный уровень знаний по методике организации детского проектирования, неуверенно себя чувствуют учителя в вопросах соблюдения технологии метода проектов, структуры проектно-исследовательской деятельности, рефлексии, анализа результатов и т.д. Одной из трудностей, которую указывали учителя, стало выбор темы, идеи, проблемы для детского проекта или исследования. Это затруднение связано с заблуждением учителей относительно того, кто является инициатором проекта: учитель не должен сам придумывать тему и предлагать ее детям, его задача создать условия для самостоятельной выработки учащимися проблемы или идеи проекта;

    2) 22% респондентов отмечают, что они ощущают нехватку рабочего времени, а также «сил и энергии»;

    3) 19% учителей испытывают трудности в работе с детьми, объясняя это возрастными особенностями школьников (сложность объяснения понятий и терминологии, низкий уровень самостоятельности и произвольности действий и т.д.);

    4) 12% педагогов обозначили проблемы во взаимодействии с родителями учащихся;

    5) 8% респондентов как трудность отмечают оформление результатов детских проектов;

    6) у 6% учителей вызвало затруднение поиск литературы, разного рода информации, материалов по темам детских проектов;

    7) 5% анкетируемых обозначили как препятствие в своей деятельности отсутствие материально-технической базы в ОУ (нет компьютеров, оборудования, средств на расходные материалы и т.д.).

    8) 4% - указали такие трудности как обмен опыта между школами, учителями по организации детского проектирования;

    9) у 8% учителей нет трудностей или затруднились сформулировать их;

    Некоторые из этих пунктов характерны и для педагогов нашего города.

    Поэтому моими предложениями по проектно-исследовательской деятельности является следующие пункты:

    1. Организация курсовой системы повышения квалификации для педагогов по вопросам детского проектирования и организации проектно-исследовательской деятельности в ОУ;

    2. Рассмотрение возможности создания творческого объединения педагогов школы, ведущих разные предметы в одном классе. Это могло бы способствовать выработке единых подходов и требований к организации проектно-исследовательской деятельности (в том числе дидактических материалов); проведение межпредметных исследований, в более тесном взаимодействии с родителями и социальными партнерами.

    3. Обобщение и анализ опыта учителей нашего города в области организации проектно-исследовательской деятельности;

    4. Проведение научно-практических конференций, семинаров, мастер-классов, круглых столов в более широком, с точки зрения географии участников, смысле;

    Таким образом, внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию интеллектуального и творческого потенциала и способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека. Без всяких сомнений, проектно-исследовательская деятельность играет важную роль и в развитии одаренности учащихся.

    Категория: Мои статьи | Добавил: proleevayugra (13.09.2017)
    Просмотров: 481 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar